Федерация настольных спортивных игр России

ЛОГО 1
Федерация настольных спортивных игр России
Общероссийская общественная организация

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ НОВУСУ

1. Методические принципы обучения.

Методика обучения новусу строится в соответствии с общими принципами физического воспитания и методическими закономерностями учебно-тренировочного процесса. К методическим принципам спортивной тренировки относятся: принципы осмысленности и динамичности, систематичности, наглядности, доступности и индивидуализации, прогрессирования. Применительно к новусу эти принципы реализуются с учетом его специфики и особенностей учебно-тренировочного процесса игроков в новус различного возраста и квалификации.
Принцип осмысленности и динамичности направлен на успешное решение общей цели и задач тренировки. Без осмысленного и динамичного отношения к повседневным занятиям невозможно добиться высоких спортивных результатов.
Важнейшим условием формирования осмысленного отношения к занятиям является мотивация. Не только желание играть в новус, но и глубокое понимание цели и задач тренировки, методов и содержания изучаемого материала способствуют стабильному интересу и динамичному отношению к занятиям. Важнейшим средством повышения осмысленности и динамичности являются индивидуальные занятия новусом. Принцип осмысленности и динамичности тесно связан с воспитанием инициативы, самостоятельности, творческого отношения к выполнению тренировочных занятий. Динамичность в процессе обучения во многом обеспечивается доступностью учебных заданий; оптимально трудные задачи побуждают к активности, которая особенно важна в соревнованиях. Эффективность тренировочного процесса и высокие спортивные достижения немыслимы без активного, сознательного, творческого приложения сил самих занимающихся новусом.
Принцип систематичности предусматривает последовательность обучения и регулярность тренировок по новусу. Регулярность создается оптимальным количеством тренировочных занятий, соревнований и отдыха, рациональной динамикой величины и направленности нагрузки. Последовательность в подборе средств и методов на каждом этапе многолетней подготовки определяется объективными закономерностями переноса двигательных и физических качеств.
Принцип наглядности обеспечивает необходимые условия освоения и совершенствования технических приемов и тактических действий, развития физических и психических качеств. Принцип наглядности преимущественно реализуется в натуральном показе изучаемого действия, но не всегда его можно показать многократно, в необходимых объемах и акцентом на важных деталях. Поэтому, лучший методический прием показа – это сочетание натуральной демонстрации с анализом видеоматериалов. Метод наглядного воздействия используют в тесной взаимосвязи с методом слова. Оптимальное соотношение этих методов стимулирует активность восприятия и способствует успешности обучения.
Принцип доступности и индивидуализации требует соответствия изучаемого материала, средств и методов его освоения и форм организации обучения возрастным особенностям занимающихся, их возможностям и уровню подготовленности. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки по новусу должны соответствовать конкретным задачам, уровню развития специальных качеств, объективным условиям тренировки. Чрезмерные нагрузки снижают интерес к занятиям, вредно отражаются на тренированности и, в конечном счете – на спортивных результатах. Доступными считаются нагрузки, способствующие укреплению здоровья, повышению функциональной готовности, росту спортивного мастерства. Мера доступности во многом определяется физиологическими возможностями организма занимающихся, поэтому доступность нагрузок неразрывно связана с индивидуализацией учебно-тренировочного процесса.
Принцип прогрессирования предусматривает постановку и решение задач, которые постепенно усложняются и увеличивают объем и интенсивность связанных с ними нагрузок. Закономерности развития физических качеств, а также повышение функциональных возможностей требуют систематизированного обновления и увеличения всех компонентов нагрузки. Осуществление принципа прогрессирования находит свое конкретное выражение в распределении линии и величины нагрузки в микроциклах на этапах годового цикла, в многолетней подготовке.
В новусе, как в любом виде спорта, конечно, есть элемент везения, тем не менее в новусе все зависит от игрока. Это очень тонкая зависимость психофизического состояния человека и его руки, держащей кий и готовящейся нанести удар. Не менее важно и то, что в игре новус всегда присутствует интеллигентный, спокойный дух.
Новусу начинать учиться никогда не поздно, и совершенствоваться в нем можно всю жизнь. Чем лучше спортсмен играет, тем интереснее ему тренироваться, ведь новус – необыкновенно красивая, умная игра, помогающая человеку раскрыть его возможности.

2. Средства, методы, способы и приемы обучения.

 За новусным столом часто можно увидеть профессиональных спортсменов: футболистов, теннисистов, пловцов и других. Они успешно осваивают новый вид спорта.
Прежде чем приступить к обучению игре в новус, необходимо знать о том, какой инвентарь для этого понадобится, и условия, в которых возможно проводить занятия.
При игре в помещении игровая площадь должна быть не менее 6 квадратных метров из расчета на один стол. Температура воздуха в помещении должна быть не ниже +12 градусов. Помещение для занятий должно быть, прежде всего, светлым, так как идет большая нагрузка на зрительный анализатор.
Для игры используется:
– столешница 100 х 100 х 6 см
– подстолье
– 2 кия на выбор 100/120 см.
– набор пешек красного и черного цвета 3,0 х1,2 см.
– шайба «универсал» 4,5 х 1,5 см.
В новусе нет ничего второстепенного. Здесь важны и мастерство, и удача, и настрой игрока на конкретную игру, и, что, возможно, и есть самое главное, — физическая подготовка.
Спортсмен за период одной игры за новусом проводит 30—40 минут, за это время следит за игрой противника, высчитывает варианты своей игры, постоянно должен следить за правилами, подавать шайбу в строго определенных местах. При этом он одновременно выполняет хороший комплекс упражнений из области спортивной и художественной гимнастики, проводя сложнейшие удары из самых невероятных поз. Во время игры у спортсмена находятся в работе и синхронном взаимодействии все группы мышц, при этом они получают мощную силовую нагрузку и сохраняют эластичность. Без правильного технического выполнения отдельных элементов невозможно достичь больших успехов в игре. Игрок, владеющий верной техникой, имеет высокий процент выполнения точных ударов.
Как правило, любое учебно–тренировочное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Основные требования к планированию и проведению учебно–тренировочных занятий по новусу заключается в постепенном увеличении сложности ударов в подготовительной части занятия, выполнение наиболее сложных ударов в основной части, а в заключительной – комбинирование и закрепление ударов. При этом физиологическая кривая нагрузки имеет вначале постепенный подъем, затем некоторое время остается на высшем уровне, а потом довольно круто снижается. Так выглядит динамика работоспособности в течение одного занятия, которая отражает эволюционно сложившийся характер состояния организма в процессе двигательной деятельности, и поэтому имеет силу биологических закономерностей, проявляясь в любом занятии, независимо от его задач, содержания физической нагрузки и способов их выполнения. Это позволяет управлять работоспособностью и учиться дольше поддерживать ее на оптимальном уровне за счет умения быстро и рационально завершать работу.
При проведении тренировок нужно уделять внимание выработке специальной выносливости, соответствующей постоянно меняющейся напряженности и тесно связанной с подвижностью.
При правильном распределении, дозировании тренировочных нагрузок в оптимальном режиме их применения, можно, прежде всего, правильно и эффективно провести учебно–тренировочное занятие, а также добиться максимального эффекта в достижении поставленных задач.
Доподлинно известно, что новус великолепно тренирует мышцы глаз, развивает глазомер. Среди новусистов числятся немало прекрасных стрелков. Новус развивает у человека сообразительность, находчивость, смекалку. Из тысячи возможных вариантов продолжения игры надо выбрать один — единственно верный — и нанести удар, точный до микрона.
Для улучшения навыков и мастерства игры, игрок должен помимо тренировок уделять время для отработки и закрепления задач, поставленных на тренировке.
1. Стойка. Домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания, Работа над ошибками.
3. Попадание по пешке. Домашнее задание.
4. Проверка домашнего задания. Работа над ошибками.
5. Первый удар. Домашнее задание.
6. Проверка домашнего задания. Работа над ошибками.
7. Подрезка. Домашнее задание.
8. Проверка домашнего задания. Работа над ошибками.
9. Давка пешек. Домашнее задание.
10. Проверка домашнего задания. Работа над ошибками.
11. Перетяжка пешек. Домашнее задание.
12. Проверка домашнего задания. Работа над ошибками.
13. Забивка пешки на пешку. Домашнее задание.
14. Проверка домашнего задания. Работа над ошибками.
15. Выбивание темной пешки из круга. Домашнее задание.
16. Проверка домашнего задания. Работа над ошибками.
17. Выбивание темной пешки из зоны удара. Домашнее задание.
18. Проверка домашнего задания. Работа над ошибками.
19. Постановка противнику темной пешки. Домашнее задание.
20. Проверка домашнего задания. Работа над ошибками.
21. Разметка стола как помощь игроку. Домашнее задание.
22. Проверка домашнего задания, Работа над ошибками.
Чтобы научится играть в новус хорошо и выходить из игры победителем, тренироваться необходимо регулярно, в течение 1,5—2 часов, в идеале — ежедневно. Каждая тренировка должна начинаться разминкой плечевого пояса и верхних конечностей. Особое внимание следует уделить кистевым суставам – это поможет подготовить их к эффективной работе. Главный показатель мастерства и залог победы в новусе – меткость, навык который необходимо постоянно совершенствовать с помощью регулярных тренировок.
Новус вырабатывает у человека такие важные качества характера, как психологическую устойчивость, выдержку, умение сосредотачиваться и сдерживать свои эмоции, терпение.

3. Этапы обучения технике выполнения упражнений, приемов, действий в новусе.

Процесс овладения техническими приемами игры в новус, обучение спортсмена технике движений и действий, служащих средством ведения спортивной борьбы или средством тренировки, и доведение их до необходимой степени совершенства состоит из 4-х этапов:
Таблица № 1.
I . Этап начальной подготовки:
Изучение теории ударов.
Расстановка пешек перед игрой.
Стойка игрока и кий.
Отработка удара. 3 тренировки.
Тренировка 5 пешек в кругу, подрезка.
Тренировка 5 пешек в кругу, рикошет.
Давка пешки 1 мм.
Давка пешки 3-5 мм.
Штрафная пешка.
Рикошет пешки в лоб.
Рикошет пешки 1/2
Рикошет пешки 1/3
Рикошет пешки 1/2, шайба как основа.
Рикошет пешки 1/3, шайба как основа. 120 часов


II. Тренировочный этап:
Подрезка пешки.
Подрезка пешки на заказ.
Подрезка пешки с возвратом в свою зону.
Подрезка пешки в боковой борт.
Центральный круг как подсказка геометрических линий.
Попадание по линии, расчеты.
Пешки на балконе.
Пешки в глубине луз.
Пешки в темном балконе.
Подрезка один в один.
Давка пешек лоб в лоб.
Давка пешек ударом второй пешки.
Пешки вплотную два цвета.
Пешки у луз как сторож и помощник.
Метод тренировки из 4-х пешек.
Удар снос от другой пешки.
Варианты комбинаций светлых пешек. 120 часов


III. Этап совершенствования спортивного мастерства:
Пешки в центральном круге.
Темные пешки.
Тактические варианты игры.
Первый и второй удар. 80 часов


IV. Этап высшего спортивного мастерства:
Удар Н1, применение.
Удар Н2, применение.
Удар Н3, применение.
Удар в 4 борта.
Удар в 3 борта. 40 часов

Очень трудно сделать совершенным точный и красивый удар. Некоторые годами осваивают технику обращения с кием.
Закрепляя освоенное и совершенствуя основные технические приемы, необходимо постоянно контролировать основную позицию, работу туловища, перенос центра тяжести тела в направлении удара, работу руки, ног и т. д. Освоение технических элементов требует многократного их повторения. Необходим следить за правильностью выполнения, отмечать удачные удары, анализировать действия ученика и тут же исправлять ошибки.

4. Система анализа, выявления ошибок и оценки технического выполнения отдельных элементов новуса.

Новус уравновешивает эмоции и вырабатывает ряд качеств, необходимых человеку в жизни. Он учит выигрывать, напрягая всю силу воли, преодолевать сопротивление противника, причем настоящий игрок воспринимает выигрыш без злорадства и неприличного ликования. Новус учит и проигрывать – не впадая в панику и не теряя веры в себя. Хорошие новусисты не падают духом и не теряют хладнокровие в тяжелые моменты, а если и переживают неудачу, то делают это с достоинством и юмором. Настоящий игрок скорее проиграет, чем нарушит правила, а в жизни это и называется честностью и принципиальностью.
Стойка и ошибки. Попадание пешек в лузы зависит от хорошего глазомера и правильного движения рук при ударе. Но внимание необходимо концентрировать не на движениях, а на изменениях направлений движений и на позах при моменте совершении удара, так как легче уловить изменение направления движения, чем мышечные усилия. Так, при отдаленном прицеле от кия, человек должен владеть очень высокой координацией движения и чувством прицела. При такой стойке в течение всего турнира могут появляться ошибки попадания, возможно, игрок это компенсирует экономией физической нагрузки, принимая такую стойку удара. Во время прицела удара с наклоном от прямой линии и захвата кия снизу, при долговременном проведении турнира будет заметна усталость, так как рука свободно работает только в одном направлении — вперед.
При прямой стойке с согнутыми коленами игрок не напряженный, хорошо видит поле и линии удара; но, если немножко приподнимет локоть – возможен срыв удара, так как рука не свободна, а в напряжении. Если отношение локтя к кию под углом 90 градусов, это позволяет спокойно прицеливаться, настроиться на удар и произвести удар. В зависимости от варианта удара — кистевой, от локтя или толкающий — игрок немножко меняет стойку для исполнения конкретного удара.
Анализ за техникой движений формируется годами. Для того, чтобы стать мастером анализа техники движений, необходимо иметь большой объем знаний по технике движений, способность к выделению фрагментарных кусков техники и количество самых разнообразных наблюдений с выявлением отклонений от эталона движений.
Причинами возникновения ошибок может быть любое нарушение принципов, правил организации и условий процесса тренировок. Наиболее типичными будут следующие причины:
1) неправильное понимание задач обучения;
2) несоответствие задач физическому развитию человека;
3) психоэмоциональное состояние спортсмена, «неправильные» мысли и настрой, которые мешают игре. При прочих равных условиях сильнейшим среди профессионалов на соревнованиях будет тот игрок, у которого не столько идеальная техника и тактика, сколько полностью отсутствуют какие-либо ошибки мышления;
4) Неправильная самооценка. У игрока должна быть адекватная самооценка – он должен понимать, какими ударами владеет лучше, какие проблемы есть в тактике и что нужно предпринять для победы. Если же человек теряет веру в себя, поскольку у соперника в турнирной таблице «нереально» высокие результаты, или же начинает слишком расслабляться, чувствуя перед собой слабого игрока, то если и не поражение, то неприятно тяжелая игра гарантирована.
5) Потеря фокуса. Геометрический рисунок на новусе позволяет применять различные математические модели в игре. Здесь нужна максимальная концентрация, умение просчитывать возможности на несколько ударов вперед, оценивать все ситуации, которые могут возникнуть на игровом поле. Когда игрок теряет фокус, внимание, ему будет очень сложно сосредоточиться на текущем ударе, на расчетах и оценке вероятностей. Нужно уметь абстрагироваться от реплик соперника, если последний не соблюдает новусный этикет, от шума в зале, от любых раздражающих факторов или посторонних мыслей.
6) Чужая игра. Нередко новусист вместо «своей игры» чрезмерно концентрируется на игре соперника, его техниках и тактиках. Это чревато подстройкой под противника: вместо ведения «своей игры» новички начинают выбирать удары, применять тактики только из того, что использует соперник – в итоге хороший игрок это сразу же «раскусит» и будет использовать в своих целях.
7) отрицательный перенос двигательных навыков;
8) обучение на фоне развивающегося утомления.
Все технические ошибки можно подразделить на неправильное выполнение удара и неверно выбранный удар. Каждый удар оттачивается игроком до совершенства, поэтому при обучении игре в новус начинают с самого простого: стойка игрока, удар, прицел. Только тогда, когда у игрока будет поставлена стойка, работа всех мышц при ударе, постепенно можно переходить к отработке различных ударов кием. Хотя неверно выбранный удар – это больше тактическая ошибка, ее можно отнести и к технике. В новусе не так много ударов по шайбе и пешкам, но важно правильно выбрать наиболее подходящий удар для каждого случая, а для этого требуется заранее определить более правильный угол удара. Такие проблемы встречаются реже, чем неверная техника.
Зная типичные причины возникновения ошибок в новусе, можно предусмотреть ряд мер, предупреждающих их появление. Например, можно выделить наиболее значимые: 1) добиваться правильного понимания общей задачи тренировки, ее функциональный смысл; фокусировать внимание на решение этой задачи, а не на возможных препятствиях; 2) настаивать на тщательном выполнении упражнения, вызывать желание не допускать ошибок, особенно при первом повторении; 3) соблюдать оптимальное соотношение между четкостью движений и правильным их исполнением; 4) заканчивать тренировки только удачными попытками, безошибочными действиями.
Правильный подбор методики обучения, правильная постановка двигательных задач и соблюдение правил обучения и профилактика ошибок — залог успешного овладения техническими действиями новусиста.

Техническое выполнение отдельных элементов.

 Выполнение удара по касательной дает уверенность в том, что после касания в лузу попадет пешка, а не шайба (Рисунок №1).

Рисунок № 1.

 Выбивание пешки из центрального круга. В случае, если пешка находится в центральном круге, то выбить её, не нарушая правила, можно не только рикошетным ударом (от борта), но и с помощью другой своей пешки (Рисунок № 2).

Рисунок № 2

 Выбивание пешки из центрального круга.  Или, если шайба сначала коснется любой своей светлой пешки, то далее она может касаться и пешки в круге (Рисунок № 3).

Рисунок № 3.

Усложняем положение соперника. Если в ходе игры не остается шанса на победу, то можно (но не нужно) осложнить положение соперника. На рисунке приведен один из вариантов. Нарушением правил это не является. Но часто прибегать к такому методу игры не рекомендуется (Рисунок № 4). 

Рисунок № 4.

Удар от борта. Удар от борта рекомендуется проводить только тогда, когда остались пешки только в центральном круге и/или в бортовой зоне. Тогда, если шайба не коснется пешки, штрафная пешка не выставляется. Чтобы выбить пешку из своей бортовой зоны ударом от борта, рекомендуется поставить шайбу “зеркально” по отношению к выбиваемой пешке. Удар о борт должен быть произведен строго в середину борта (Рисунок № 5).

Рисунок № 5.

Или же шайба ставится так, чтобы после строго вертикального удара о противоположный борт она коснулась пешки и загнала её в лузу (Рисунок № 6).

Рисунок № 6.

Выбивание “неудобной” пешки, вариант 1. Бита ставится так, чтобы после удара пешка попала в противоположную лузу (Рисунок № 7).

Рисунок № 7.

Выбивание “неудобной” пешки, вариант 2. Если пешка находится в неудобном для выбивания месте (около лузы), то удар производить надо согласно рисунку 30. В этом случае исключается возможность попадания биты в лузу вместе с пешкой (Рисунок № 8)

Рисунок № 8.

“Полезный” удар. Если две или более пешек находятся у противоположного борта и расстояние между ними немного меньше диаметра биты, то после удара между ними пешки разлетаются в разные стороны по горизонтали
(Рисунок № 9).

Рисунок № 9.

Объективная информация об уровне технического мастерства новусиста состоит из комплексного применения точного удара (идеальное попадание) по центру шайбы и владения 3 видами применения ударов: резкий – кистевой; мягкий – от локтя и толкающий – от плеча.

5. Соотношение объемов физической и специальной подготовки по этапам спортивной подготовки.

В таблице 1 представлено соотношение объемов физической и специальной подготовки игроков в новус на разных этапах спортивной подготовки.
Таблица 1.
Средства подготовки Этапы спортивной подготовки
I этап II этап III этап IV этап

1 Общая физическая подготовка (%) 74 (I этап) 34 (II этап) 7 (III этап) 10 (IV этап)

2 Специальная физическая подготовка (%) 7 (I этап) 16 (II этап) 18 (III этап) 11 (IV этап)

3 Специальная техническая подготовка(%) 6 (I этап) 28 (II этап) 42 (III этап) 50 (IV этап)

4 Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) 8 (I этап) 12 (II этап) 15 (III этап) 14 (IV этап)

5 Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) 5 (I этап) 10 (II этап) 12 (III этап) 15 (IV этап)

Пропорциональная структура тренировочных нагрузок новусиста влияет на эффективность роста его спортивного мастерства.
Объем тренировочных нагрузок должен совпадать с психофизиологическими возможностями организма в каждый возрастной период. Чрезмерно сильное воздействие может способствовать преждевременному растрачиванию психофизиологических возможностей, и к возрасту наивысших достижений организм подойдет малосильным.
В процессе многолетней спортивной тренировки в организме спортсменов происходят биологические изменения, способствующие повышению физической работоспособности. Данные изменения плотно связаны с процессом развития технического мастерства, увеличения работоспособной продуктивности, постижения тактических навыков. В связи с этим, в практике спортивной тренировки игрока в новус уровень его спортивного мастерства полагается рассматривать в комплексе.

6. Нормативы физической и специальной подготовки новусиста.

Для новуса присущно большое количество разных по характеру движений и действий. Противоборство соперников – непосредственное и контакт происходит только на эмоциональном фоне. Наиболее важными физическими качествами являются сила и выносливость; психическими – воля, упорство, терпение, решимость. В новусе важную роль играют логическое мышление, тренированные ощущения и восприятия. Важным ощущением является зрительное, которое позволяет рассчитать точный удар и правильно оценить ситуацию.
Общая физическая подготовка в игре новус направлена на укрепление здоровья, развитие функциональных возможностей организма и гармоничное физическое развитие человека. Повышает двигательную активность человека сопротивляемость организма к заболеваниям; укрепляет иммунную систему; развивает физические качества – силу, выносливость, быстроту, ловкость, гибкость.
Специальная физическая подготовка в игре новус обеспечивает готовность организма к высоким нагрузкам определённой направленности.
В рамках специальной физической подготовки, для развития выносливости применяют методы интервальной тренировки. Упражнения высокой интенсивности чередуют с упражнениями средней и низкой интенсивности.
Такие тренировки многократно повышают нагрузку на сердечную мышцу. Поэтому, метод интервальной тренировки как средство повышения выносливости, могут применять только те, кто имеет достаточный уровень физической подготовленности.

Таблица № 2
Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты)

Скоростные качества

Бег на 30 м (не более 6 с) (Юноши)

Бег на 30 м (не более 6,6 с) (Девушки)

Координация

Челночный бег 5 x 6 м (не более 12 с) (Юноши)

Челночный бег 5 x 6 м (не более 12,5 с) (Девушки)


Техническое мастерство

Обязательная техническая программа (Юноши)

Обязательная техническая программа (Девушки)

Нормы ГТО сдаются по возрастным группам.

7. План спортивной подготовки на годичный цикл.

В основе плана спортивной подготовки на годичный цикл лежит концепция личностного и деятельного подходов в соответствии с возрастными особенностями обучающихся; соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности; расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения обучающихся в области физической культуры.
Задачи плана спортивной подготовки на годичный цикл: обучить обучающихся технике и тактике игры в новусе; обучить правилам участия в соревнованиях; развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции; развивать двигательные и умственные способности посредством игры в новус; формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга. Мероприятия плана способствуют развитию социальной активности обучающихся: воспитывается чувство самостоятельности, ответственности; коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручка сохраняя свою индивидуальность.

8. Требования к обеспечению безопасности при обучении

 К занятиям по новусу допускаются обучающиеся:
– прошедшие медосмотр и не имеющие медицинских противопоказаний для занятий спортом;
-явившись на занятие в ycтановленное время;
– прошедшие инструктаж по технике безопасности и расписавшиеся в журнале (контрольном листе) инструктaжa.
Обучающиеся обязаны выполнять требования тренера, не допускать действий, мешающих проведению занятий и создающих травмоопасную ситуацию.
Опасными факторами для обучающихся являются:
– физические (напольное покрытие; опасное напряжение в электрической сети; система вентиляции);
– химические (пыль).
Обучающиеся обязаны соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности, знать места нахождения медицинской аптечки и первичных средств пожаротушения, уметь ими пользоваться.
Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по технике безопасности, привлекаются к дисциплинарной ответственности.
Во время занятий обучающийся обязан:
– соблюдать настоящую инструкцию;
– неукоснительно выполнять все указания тренера, проводящего занятия;
– использовать спортивный инвентарь только с разрешения и под руководством тренера, проводящего занятия;
– внимательно слушать и выполнять все команды тренера, проводящего занятия.
Обучающимся запрещается:
– выполнять любые действия без разрешения тренера, проводящего занятия;
– использовать спортивное оборудование не по прямому назначению.